Стук колес поезда… Мысли, сумбурной пеленой, мелькают одна за другой, в голове рисуются картины каких- то действий, событий, может быть, никогда не существовавших. Как будто я в забытье, в бреду.… Не успеет развиться одна, а на смену ей идет другая.
Также быстро я возвращаюсь в реальность, словно агония болезни прошла. Обычно яркое событие, случившееся недавно, надолго задерживается в памяти.
Думаю… Что же было яркого в моей жизни недавно. А ничего!!! Одно яркое, потрясающее событие, было, есть и будет в моей жизни. Это воспоминание об увиденной на слайдах Норвегии. То, чему я стала свидетелем, потрясло меня. Поступая в Брянский государственный университет на отделение регионоведение, я до последнего не знала, какой язык буду изучать. Оказалось — норвежский. Неужели это не случайно?
Норвегия. Удивительная страна. Уникальна традициями, обычаями своего народа. Что же притягивает к норвежцам гостей со всего света? Прежде всего, природа этой страны: знаменитые фьорды, головокружительные пропасти, над которыми вьются горные дороги, полуночное летнее солнце норвежского Севера. И конечно, желания поближе узнать маленький народ, среди которого знаменитые полярные путешественники, писатели, композиторы, ученые, а также традиции, обычаи этого народа.
Итак, в Норвегию, в край синих фьордов, пропутешествуем от Кристиансана до мыса Нордкапа. Хочется обвести руками вокруг и сказать, разве можно не любить эту заросшую вереском коричневато-серую землю, где текут ледяные ручьи, а горные озера отражают светлое небо. Как будто и нет ничего кроме камня, воды, снега и льда. Краски — блеклые, серовато-зеленые. Но, как вольно дышится на этих высотах!
Природа Норвегии прекрасно обрисована в одной саге:
читать дальшеКогда была сотворена земля, Бог погрузился в глубокую думу. Вдруг что-то упало в океан. Творец увидел черта, который притащил громадный кусок скалы и бросил в морскую пучину. От этой тяжести задрожала земная ось и грозила переломиться. Но Господь Бог сохранил свое творение. Страшная скала повсюду торчала над водами и достигала облаков. Господь наконец-то сжалился над этой пустынею и набросал плодородной земли, но, увы, слишком мало, чем ближе к фьордам, тем меньше дара Божьего. Но Бог протянул руки и произнес: "Все же ты не будешь, обречена, сделаться владением злого духа. Я сжалюсь над тобой и поселю людей, которые страстно будут привязаны к твоим голым скалам". Он оживил моря и поселил оленя (наполовину корова, наполовину лошадь), который своим молоком, маслом, мясом, шкурою и жилами, должен питать и одевать человека, живущего на крайнем севере.
Что это за люди, что за необходимость им уходить в море? Что они искали? Вообще, кем были викинги? Почему, если говорят о храбрости, решимости, отчаянности, сдержанности и не склонных к разговору людей, то имеют в виду норвежцев? Почему именно они?
Если речь зашла на эту тему, я спрошу у Вас: "А кто же открыл Америку?". На этот вопрос в школе мы получили ответ — Христофор Колумб. И свято верили в это. Тут есть маленькая неувязочка. И теперь я знаю, что это не совсем так: норманны стали селиться в Исландии. В конце десятого века добрались и до Гренландии — первым был Эрик Рыжий. В древних сагах повествуется о викингах, плавающих на запад от Гренландии, по неведанным землям. Сын Эрика Рыжего, Лей Счастливый, открыл какую — то землю и назвал ее Каменной, потом другую — Лесной, и, наконец, третью, где рос дикий виноград — Винланд. Можно ли верить сагам о плавании норманнов на запад от Гренландии? Можно ли считать Северную Америку Винландом? Доказательства имеются? Их немало: высеченные надписи на камнях, остатки поселения норвежцев. Но виноград откуда? Можно ссылаться на то, что "вин" это трава, считаемая виноградом. Тогда можно считать, что норманны, предшественники Колумба, открыли землю случайно. Они — то были первыми. Таким образом, Христофор Колумб был тем, кто открыл Америку, как новую, неизведанную часть света. Это хрестоматийно, а с точки зрения легенды, первыми были норманны.
Норвегия- страна чудных водопадов, больших ледников, снежных гор, обнаженных вершин и скал, диких, мрачных ущелий, прозрачных озер, живописных рек и ручейков, вечно грохочущих потоков, бесчисленных множеств заливов и разнообразных скалистых островов. Взберешься на какую-нибудь вершину в этой стране, и перед тобой всюду высятся высочайшие горы, извилистые долины, шумные реки, синь озер, белой пеной рассыпаются шумящие водопады. Совсем иную картину встречаешь, спускаясь ниже: все чаще попадаются березы и сосны, зелень луга и хотя здесь тоже повсюду горы громоздят друг друга и торчат утесы, но уже кое-где пестреют цветы, мелькают хижины пастухов. Природа Норвегии полна мрачного величия, но она дает возможность полюбоваться и прелестными видами. Я столько читала и слышала о фьордах и так много жду от них, но, с другой стороны, первое знакомство с ними немного разочарует меня наверное. Да, скалы огромны, вода бездонна. Пожалуй, для них как раз больше подходит хмурая погода. Все здесь так грозно, сурово, величественно. Клубящиеся тучи под стать каменным исполинам, недвижимая вода, темна, как бездна. И чайки белыми хлопьями над чернильной гладью. Все уменьшается, теряется во фьорде. Не видя фьордов в живую, мне представляется, что они следы деятельности титанических сил природы. Побывав в Сибири, я их сравниваю с каньонами Ангары, Енисея. Именно они наиболее близки норвежским фьордам. Мне пришлось слукавить, но подобное сходство заметил первым Фритьоф Нансен. Он говорил о Сибири: "Настанет время — она проснется, проявятся скрытые силы, и мы услышим новое слово и о Сибири".
В моем воображении рисуется картина "Семи сестер", ради которых ездят в Гейрангер-фьорд — это семь водопадов, это тоненькие струи водопада. Я вижу две сестры совсем тонюсенькие. Их трудно считать полноправными членами этой водопадной семьи. На другой стороне фьорда клокочет "жених". Наверное, он сердится, что ему нельзя переброситься через фьорд, чтобы выбрать себе суженую.
В Норвегии каждая достопримечательность, удостоившаяся всеобщему вниманию, имеет свою историю, легенду. Попадаются водопады, шум и рев которых слышен за полчаса до приближения к ним. Подойдя к нему, мы поражаемся его величием, из громадного углубления высоко поднимается огромный столб пара, который то исчезает, то опять появляется, точно поднимаясь с поверхности кипящей воды.
Существует придание. У Рьюканда есть одна тропинка над пропастью, называемая "тропинкою Мари". По приданию прекрасная девушка Мария полюбила юношу, которого звали Эйстен, и ходила к нему на свидание по этой тропинке. Когда отец Мари узнал тайну, запретил эти прогулки. Через несколько лет Мари вправе была сама выбирать суженого, она дала знать Эйстену, который отправился к любимой девушке по прежней тропинке. Мария уже ждала его на другом берегу Рьюканда. Эйстен бросился к ней, но поскользнулся и исчез в волнах. Мария лишилась рассудка, волосы поседели, она скоро одряхла, но с тех пор каждый день, до самой смерти, ходила она по роковой тропинке, садилась над пропастью на выступ скалы и вела тихую беседу с любимым человеком.
Но не с какими водопадами не могут сравниться водовороты, которые так же опасны для мореплавателей, как и подводные камни. Например, водоворот Мальстрьм. Он спокоен большую часть суток, но когда забушует во время прилива, то самый большой водопад не может сравниться с ним по своему величию. Он выбрасывает рыб и морских животных из своей пучины.
Как бережно норвежцы хранят память о прошлом и чтят тех, кто прославил Норвегию! На одной из скалистых вершин четко обрисовывается профиль человека с орлиным носом, высоким лбом и откинутыми назад пышными волосами. Это Бьернстьерн Бьернсон. А также на другом пригорке профиль: волевое лицо, глаза, которые как будто вдали видят то, что не видят другие, которые провожают вдаль экспедиции и как будто дают напутствующее слово. Это Руал Амундсен.
Лыжи. С ними также много связано легенд. Ведь как только мы слышим о норвежцах, также сразу мы вспоминаем знаменитых лыжников. О лыжах упоминается в самых древних сагах. Изображение лыжников встречаются среди рисунков, высеченных на скалах. Римляне знали на севере "чудовищ с одной ногой", на которой они бегали с огромной ногой. Это способ лыжного бега: отталкивание ногой, к которой были привязана очень короткая лыжа, лапландец скользил на широкой и длинной лыже, прикрепленной к другой ноге. В Средние века церковь предала проклятию колдовские "деревянные подошвы". Норвежцы начали пользоваться лыжами раньше других народов. Но особенно увлечение лыжами началось в стране, после того как Фритьоф Нансен пересек ледники Гренландии. На юге Норвегия начинается мысом Линнеснес. Норвежцы называют примыкающее к мысу побережье "Южной страной". Тут далеко не так жарко, как на нашем юге, но мягкий климат с теплым и соленым морем. Кстати, если вы вообще не знаете, почему море соленое, это легко можете узнать из народной норвежской сказки. Жили два брата, богатый и бедный. Бедный иногда заходил к богатому съесть тарелку похлебки. Тот был очень жадный и хотел отвадить гостя раз и навсегда.
Он отдал ему окорок и сказал проваливать ко всем чертям. Последний так и провалился в ад ко всем чертям. Черти в обмен на окорок предложили ему волшебную мельницу, что прикажешь, то она тебе и смелет. Жадным был богатый брат, обманул бедняка и забрал мельницу. Погрузил он ее на судно и продавал муку, соль по всему белу свету. Однажды мельница намолола столько соли (она была в цене), что судно не выдержало и потонуло вместе с хозяином. До сих пор стоит мельница на дне и мелет соль, все моря пересолила.
Что и говорить, повезло: норвежцы получили от природы безотказно действующее водяное отопление для целой страны — Гольфстрим.
Вы можете представить, что произойдет, если вдруг это водяное отопление испортиться? Допустим, течение повернет в сторону. Вы думаете, вымерзнут яблони?
Я еще маленькой девочкой читала фантастический роман одного французского писателя о человеке, укравшем Гольфстрим. Он нашел какие-то быстро растущие кораллы и создал коралловые рифы, как раз на пути теплого отопления. Он украл Гольфстрим у Европы. И что вы думаете? Я не говорю уж о замерших гаванях, о снежных заносах, но в Скандинавии начался, чуть ли не новый ледниковый период. А вы говорите "яблони вымерзнут!".
Западный берег Норвегии изрезан не только заливами, но окружен и множеством островов с торчащими скалами, которые называются шхерами. Пароходам и кораблям чрезвычайно опасно подъезжать к ним близко. Масса этих островов тянется вдоль берегов Норвегии знаменитый остров Торгептан. В высокой горе вы увидите большую четырехугольную дыру, словно рука великана пробила в камне проход. Через эту дыру вы увидите море с множеством островов, как будто в подзорную трубу. Такое странное отверстие в горе должно было возбудить воображение древних людей.
Жил-был великан, который любил девушку, соперник увез девушку, и великан пустился за ними в путь. Увидев их на вершине горы, он пустил в них стрелу, но рука дрожала, и стрела попала ниже к подножию горы и пробила дыру насквозь. Девушка и похититель окаменели, их показывают теперь недалеко от Торгептана в виде высоких утесов.
В Норвегии всегда идет дождь. Уверяют, что при виде человека без зонтика норвежские лошади испуганно шарахались в сторону. Рассказывали и о капитане, который изругал лоцмана, что тот привел корабль не туда, куда нужно. Капитан просто не узнал города, так как на этот раз случайно выглянуло солнце, а в такую погоду даже старожилы местности не узнают Норвегию.
И вот мы на крайнем севере. Норвегия кончается Нордкапом. В действительности самый северный мыс материка — Нордкин. Он не красив. Туристам больше нравиться головокружительные обрывы и массивная громада Нордкапа. Над его отвесными скалами кружат мириады птиц. Хлопанье крыльев, крики, гоготанье, стоны, писк, свист — все сливается в оглушительный шум "птичьего базара". И вот каких- то пятьдесят километров и на другом берегу реки Пиатсо — Йоки поют русские песни.
Слова о мире одинаково звучат по-шведски, по-норвежски, по-русски. Одно солнце согревает Сибирскую тундру, скалы фьордов, подмосковные поля, стокгольмские крыши, украинские степи. Мы протягиваем руку нашим северным соседям, будем ездить к друг — другу в гости, торговать, чем богаты, разучивать спригданск и гопак, петь про скалы Норвегии и про матушку-Волгу.Блохина Евгения
gently@torba.com